Минпромторг разработает комплексный план импортозамещения чипов для автомобильных устройств вызова экстренных оперативных служб.
Минпромторг начал разработку комплексного плана импортозамещения чипов для восстановления выпуска автомобильных устройств вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) «ЭРА-Глонасс», которые также называют «тревожными кнопками». Об этом говорится в протоколе совещания у заместителя министра промышленности и торговли Василия Шпака («Ведомости» ознакомились с документом). Совещание с участием производителей «тревожных кнопок» и отечественных заводов микроэлектроники состоялось 21 октября. Обсуждали меры стимулирования быстрого перехода производителей «тревожных кнопок» с иностранных чипов на российские, возможность упрощения процедуры сертификации устройств, а также субсидирование затрат производителей при использовании отечественных чипов, если они обойдутся дороже импортных. Российские автопроизводители обязаны устанавливать на новые машины «тревожные кнопки» с 2017 г. В случае ДТП эти устройства автоматически или в ручном режиме передают сигнал с точными координатами пострадавших оператору системы «ЭРА-Глонасс», который вызывает скорую помощь и полицию, сокращая время реагирования оперативных служб. В 2021 г. в мире наблюдался дефицит чипов, который ударил по автопрому, в том числе российскому. Для некоторых производителей «тревожных кнопок» цены на чипы подскочили в 40 раз, сборщики также не могут прогнозировать сроки поставок комплектующих, рассказал «Ведомостям» один из участников совещания. В августе автопроизводителям Таможенного союза, в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, разрешили не устанавливать на автомобили «тревожные кнопки» до конца года. Однако автоконцерны обязаны дооснастить выпущенные ими автомобили УВЭОС не позднее 30 июня 2022 г. На сегодняшний день, по данным автопроизводителей, с которыми ознакомились «Ведомости», выпущено 4100 автомобилей без УВЭОС, включая 2300 Geely, 1500 Lada. Автомобили без «тревожных кнопок» также выпустили «Камаз», JAC, «Урал», УЗСТ, Astais, Isuzu, ГАЗ, «Чайка-сервис», «Нефаз», Mercedes-Benz, УАЗ, МАЗ, Volvo, GRW, Iveco, HINO, HOWO, «СПМ авто», Daewoo и «ГрАЗ». «Сейчас автопром оптимизирует использование чипов, чтобы ходовые характеристики машина не теряла, – поясняет «Ведомостям» собеседник в отрасли. – Сняли УВЭОС, появился чип лишний, его можно поставить в рулевое управление». По его словам, у покупателя машины без системы «ЭРА-Глонасс» появится право требовать обмена автомобиля на новый. Поэтому автопроизводители также заинтересованы быстро устранить дефицит чипов. «Цены на отдельные виды иностранных электронных компонентов для автомобильных применений и, в частности, навигации выросли в несколько раз, как сроки поставки, так и стоимость», – сообщил представитель Минпромторга в ответ на запрос «Ведомостей». По его словам, Минпромторг разрабатывает комплексный план перехода на отечественную компонентную базу для увеличения как технологической независимости российских предприятий, так и объемов сбыта российской микроэлектроники. «Рассматривается возможность применения механизма субсидий для перехода на отечественную микроэлектронику при производстве приборов транспортной телематики и навигации», – сообщил представитель Минпромторга. Пока в мире продолжается дефицит иностранных чипов, на российском рынке сложилась удачная ситуация для перехода на отечественные аналоги, объясняет логику Минпромторга заместитель генерального директора АО «Глонасс» по взаимодействию с органами власти Александра Зимина: «Для автопрома сейчас удачное время для ускорения импортозамещения». «На сегодняшний день сертифицированных производителей с отечественными чипами для «ЭРА-Глонасс» нет – с момента дефицита практически эта работа со стороны производителей УВЭОС условно бойкотировалась», – констатирует гендиректор разработчика чипов АО «НИИМА «Прогресс» Захар Кондрашов, участвовавший в совещании. По его оценке, в России существует ежемесячная потребность в производстве 100 000–150 000 УВЭОС для автопрома. «Вполне можно обеспечить эту потребность, но весь вопрос в сроках производства, – отметил Кондрашов. – Чем быстрее мы гармонизируемся с коллегами – производителями УВЭОС, тем быстрее мы сможем запустить производство и, соответственно, обеспечить потребность». Производители «тревожных кнопок» и чипов должны договориться до декабря месяца и разместить заказы у производителей электронной компонентной базы (ЭКБ), иначе производственные линии могут быть заняты для других проектов, предупреждает Кондрашов. В этой ситуации со стороны государства действительно могут потребоваться субсидии порядка 3000 руб. на УВОЭС, подсчитал гендиректор НИИМА «Прогресс»: «Если [«тревожных кнопок» производится] 100 000, то в месяц это 300 млн руб.». По словам Евгения Кузьмина, заместителя генерального директора по коммерческой деятельности АО «Микрон», производящего микросхемы, компания готова расширить перечень производимой продукции «в случае подтверждения спроса и намерений по локализации со стороны производителей». Переход на ЭКБ российского производства может решить вопрос дефицита компонентов, так как в этом случае сроки поставок сократятся ввиду меньшей зависимости от зарубежных компаний, поясняет он. Сергей Шаров, заместитель генерального директора НПП «ИТЭЛМА», поставляющего «тревожные кнопки» для «АвтоВАЗа», сообщил «Ведомостям», что в компании известно об инициативе Минпромторга и она ее приветствует. По его словам, ИТЭЛМА планирует массовое производство УВЭОС на российской ЭКБ. «К сожалению, сегодня номенклатура отечественной электронной компонентной базы для УВЭОС очень ограниченна, но она есть. Наша компания уже сделала версию УВЭОС с применением российской ЭКБ», – сказал «Ведомостям» Шаров.
ИТЭЛМА использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера, которые помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей.